«Дворец величием природу победил,

Но долго видеть блеск глазам не хватит сил.

И бронза, и хрусталь. и мрамор безупречны,

Но наслаждения всем этим быстротечны,

А пруд иль озеро иль тихий водоем

На них мы весь наш век глядеть не устаем

Природы никогда не будет слишком много

Всегда прекрасная – она творенье бога»

Делиль. Поэма «Сады»

Одна из самых величественных картин Алупкинского парка – Большой хаос. Древние греки считали, что из Хаоса все начиналось и, пройдя круговорот природы, все им заканчивалось.

«8 чудес Алупки»: Большой хаос

«8 чудес Алупки»: Большой хаос

Сады и парки с давних времен считались воплощением мечты человека о рае на земле. Менялись эпохи, менялись вкусы – изменялись и стили садов.

ХVIII-ХIХ века – расцвет садово-паркового искусства. В ХVIII веке господствовали классические регулярные сады – длинные прямые аллеи, фигурная стрижка растительности, геометрические газоны. Но со временем такие парки стали выглядеть монотонными, скучными и слишком правильными. Их грандиозность подавляла, они были чересчур парадными и не оставляли возможности для отдыха и уединения.

Поэтому в начале ХIХ века на смену им приходят романтические парки пейзажного ландшафтного стиля, где все делалось в подражание естественной природе, они мало чем отличались от окружающей местности.

Лучшие представители естественного стиля признавали авторитетом только саму природу, но не дикую, распущенную (ведь парк все-таки предназначался для людей, а не для дикого зверя), а облагороженную до идеальной красоты.

Дорожка к Большому хаосу

Дорожка к Большому хаосу

Выбирая место для устройства своей летней резиденции, граф Воронцов учитывал условия и для создания парка, потому что он в то время был главным элементом усадьбы. Из всех окрестных южнобережных деревень он остановился на Алупке.

Парки были достаточно дорогим удовольствием и доступным только очень богатым людям. Поэтому очень тщательно подходили к выбору садовника, который будет создавать парк. Он должен быть опытным, умелым, с рекомендациями, и обязательно обладать художественным вкусом.

Стать дельным, полезным, даже ученым садовником может каждый, но строить изящный сад без таланта – немыслимо. Граф Воронцов выбрал немецкого садовника Карла Кебаха. Он приехал в Алупку в 1824 году и приступил к созданию парка ранее, чем началось строительство дворца, потому что в то время уже дом был в парке, а не парк при доме. Но и парк, и жилье обязательно согласовывалось с окружающей местностью.

Вид на горы с хаоса

Вид на горы с хаоса

Романтический парк – это обязательно парк настроения. Красота природы была бы не полной без эмоций, пробуждаемых в человеке. Романтические парки призывали к размышлениям. Природа из замкнутой, огороженной стенами и изгородями, стала выражением чувств человека.

Пейзажные парки связаны с философией. Искусство романтизма охотно пользовалось темой хаоса, заимствованной из античной философии.

Картины хаосов были очень популярны в парках, но во многих местах их делали искусственно. Алупке ее хаосы подарила природа 150 миллионов лет назад.

Хаос, вид на горы

Хаос, вид на горы

Раскаленная магма из недр земли поднялась к поверхности и застывала в течение многих веков, а вследствие землетрясений и оползней распадалась на обломки. И здесь получился застывший каменный водопад, низвергающийся с высоты.

Камни Большого хаоса

Камни Большого хаоса

Но даже это олицетворение грозных сил стихии, человек постарался преобразовать. Из нагромождений извлекали мелкие обломки, оставляли только крупные блоки, чтобы подчеркнуть грандиозность этой картины.

Хаос в Воронцовском парке

Хаос в Воронцовском парке

Большой хаос в Алупке

Большой хаос в Алупке

Вершину своеобразно нарастили, посадив там рощу итальянских и алеппских сосен. Между камней проложена дорожка, ведущая на вершину хаоса, где устроены видовые площадки. С них открывается величественная панорама гор, моря и дворцово-паркового ансамбля в целом.

Хаос и горы

Хаос в Алупке

Побывав в Алупкинском парке, обязательно стоит полюбоваться силой природы, создавшей столь величественную картину – Большой хаос.

Вид на хаос с его вершины

Вид на хаос с его вершины

Вид на хаос

Хаос в деревьях

Текст: Ольга Федотова

Фото: Леонид Польщиков