Третий год в Крыму не утихают страсти вокруг строительства новой объездной дороги (юго-восточного обхода) вокруг Симферополя. Трасса жизненно необходима для обеспечения возросшего в несколько раз за последние годы транспортного потока. Власти приняли федеральную целевую программу, по которой предусмотрено строительство “объездной”. По плану, автомобильный поток с запада будет направлен на ЮБК в обход Симферополя. Однако предложенный вариант автодороги предполагает снос большого количества домовладений и существующих объектов инфраструктуры в селе Заречное Симферопольского района. В связи с этим людям, жильё которых расположено на планируемой для дороги территории, предложили компенсации для переезда в другое место. Жители Заречного выразили категорическое несогласие с таким положением дел. На сегодняшний день вопрос остается открытым и противостояние продолжается. Люди борются за сохранение своих домов и природоохранной зоны Аянского водохранилища.

Жители Заречного борются за сохранение своих домов из-за строительства объездной дороги

Необходимость строительства трассы

Туристов в Крыму с каждым годом становится все больше. С открытием Крымского моста автомобильный поток с материка заметно вырос. Путь в Севастополь и на Южный берег Крыма, в Ялту и Алушту, лежит через Симферополь. Автомобильные пробки в столице республики стали обычным делом. Окончание строительства «Тавриды», которая по пути в Севастополь огибает Симферополь с запада, только частично снимает проблему.

Поток транспорта, который движется именно на Южный берег Крыма, – это 20-25 тысяч автомобилей в сутки в сезон. Данный поток будет только увеличиваться. Существующая дорога в нынешнем состоянии уже не справляется с потоком транспорта. Уровень безопасности движения на участке от Симферополя до Перевального не соответствует современным требованиям. 

Выделены деньги

К крымским дорогам привлечено внимание на самом высоком уровне.  Президент России Владимир Путин поручил строить в Крыму дороги ускоренными темпами. Правительство РФ утвердило схему территориального планирования на полуострове.

По информации Минэкономразвития России объем финансирования федеральной целевой программы развития Крыма на 2020-2024 годы составит 588,2 млрд рублей.

«Предполагается строительство и реконструкция автомобильных дорог на сумму 136 млрд .рублей, в том числе дороги в обход Симферополя, общей стоимостью почти 32 млрд. рублей», – сообщил вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин, курирующий Крым.

Проектирование

Совет министров Крыма в декабре 2019 распорядился подготовить документацию по планировке территории для строительства участка Донское – Перевальное.

Новый скоростной обход крымской столицы планировалось проложить от села Мазанка до села Перевальное, где он должен будет влиться в действующую трассу Симферополь — Алушта. Протяженность дороги составит 27 километров, а скоростной режим на трассе установить до 120 км/ч. Пропускная способность должна составить 40 тысяч автомобилей в сутки.

Новая дорога существенно улучшит транспортную доступность всего южного побережья Крыма, что, по мнению экспертов, положительно скажется на экономике региона. А также снизит загруженность дорожной сети столицы республики.

Три варианта

«В институте Стройпроект» на сегодняшний день подготовлено три варианта прохождения трассы.

По первому варианту трасса проходит прямо через село Заречное в 130 метрах от плотины Аянского водохранилища.

По второму  – дорога огибает военный полигон и пересекает действующую трассу в районе остановки Перевальное-1, далее проходит через садовое товарищество “Родничок” и вливается в действующую трассу в районе лесничества.

По третьему – трасса идет по Ангарскому военному полигону в окрестностях села или по его краю.

Первый вариант признан экономически самым привлекательным. Однако именно против него активно выступают местные жители. Он приведет к сносу самого большого количества домовладений. А также, по их мнению, строительство трассы может нарушить экологию старейшего на полуострове Аянсокого водохранилища, которое питает Симферополь. Летние ливни этого года, приведшие к затоплению территорий Керчи и Краснолесья, усилили беспокойство местных жителей.

Второй вариант предусматривает снос меньшего количества домов, и более привлекателен для местных жителей. Однако, как утверждают специалисты, он пролегает через зону активного оползня. И требует неординарных и несоразмерно дорогих технических решений, что может привести к удорожанию проекта. Против него высказывается часть дачников, строения которых попадают под снос по этому варианту.

Третий вариант был бы наименее болезненным для людей. Он пересекает действующий военный полигон, который существует здесь с советских времен периода подготовки интернациональных диверсантов. В украинские годы территория приходила в упадок, а условная «санитарная» зона безопасности по периметру понемногу застраивалась со стороны села. И вот уже полигон, никуда не перемещаясь, фактически примкнул к населенному пункту. Сейчас, под крылом минобороны РФ, он вернулся в исходный режим работы. Естественно, это вызывает беспокойство местных жителей.

Против изъятия земель для третьего варианта выступает министерство обороны РФ.

Протесты

Паника среди жителей соседнего с Перевальным села Заречное и присоединившихся к нему садоводческих товариществ началась еще в 2019 году, после попадания материалов проекта в социальные сети.

Местными жителями была создана инициативная группа представляющих интересы всех населенных пунктов.

После ряда обращений в администрацию президента и органы местного самоуправления в Крыму была организована работа по урегулированию данного вопроса. Проблемой занимаются министр транспорта Крыма Евгений Исаков, вице-премьер Республики Крым Евгений Кабанов и министр внутренней политики, информации и связи Михаил Афанасьев.

По результатам совместной работы инициативной группы и представителей власти на общественные слушания был вынесен альтернативный вариант прохождения трассы, позволяющей снизить количество изъятых жилых домов. Этот вариант был принят подавляющим большинством голосов 9 ноября 2020 года.

Однако окончательного ответа о выбранном варианте строительства дороги крымчане до сих пор не получили, из-за чего беспокойство людей растет с каждым днем.

Жители даже подавали уведомление о пикете 15 августа 2021 года. С целью потребовать от министерства транспорта РК подписать обещанный документ о выбранном варианте дороги в обход села и водохранилища. Пикет отложили по просьбе властей. А в связи с тем, что обещания подписать документ о выбранном варианте не выполнены до сих пор, люди чувствуют себя обманутыми.

Вот что написала член Совета территорий Симферопольского района, жительница Заречного Наталья Гапич 1 сентября в группе “ТОС Заречное” в Фейсбуке:

“Позор властям всех уровней, которые два года держат жителей Заречного за дураков, и все это время обещают прислушиваться к мнению жителей. Мы отправили тысячи писем, но все они возвращались в Минтранс, а Минтранс дает шаблонный ответ о том, что они усердно работают и еще ничего не решено. …. вместе они ждут выборы и тогда они продавят удобный для них вариант, который разрушит село Заречное, снесет не только более 100 жилых домов, начальную школу, клуб, все магазины, аптеки, парикмахерские и т. д., но и разрежет село вдоль, а самое интересное, что власти упорно не хотят видеть, что их дорога пройдет в критической близости к плотине водохранилища, которой 100 лет, и как только начнут полномасштабные работы крупной техникой, то плотина даст трещину и всей массой воды снесет не только долину, но и дойдет до Симферополя”, – отметила общественница.

 Она также пишет, что жители поддерживают  совместно разработанный альтернативный вариант. Но указывает на заинтересованность определенных влиятельных сил, которые лоббируют первый вариант:  “Видимо, кому-то очень нужен именно этот, т. к. от этой дороги очень “удобно” можно сделать съезд к новому рынку на Буках, и новому карьеру в Мраморном, а то нам мало здесь одного карьера, теперь собрались еще один открыть”.

Также Гапич выражает особую озабоченность и тревогу людей на фоне катастроф, связанных с затоплением этого года Керчи и Краснолесья.

“Мы не будем ждать такой же участи как Керчь. Мы не дадим вам нас давить бульдозерами”, – заключила она.

На фоне затянувшегося молчания и откладывания окончательного решения по утверждению проекта строительства трассы Крымскими властями, намерение местных жителей отстоять свои имущественные права и экологию Крыма только разрастается.

Сейчас люди получили надежду освещения их проблемы на федеральном уровне.  На их запрос откликнулась фракция КПРФ в Государственной Думе РФ.

Российский политик Геннадий Зюганов заявил, что нельзя допустить реализации инфраструктурного проекта по строительству трассы в селе Заречное Симферопольского района Республики Крым, который не отвечает интересам местных жителей. Соответствующий фрагмент записи пресс-конференции на площадке ТАСС с участием Зюганова опубликовал на своей странице ВКонтакте крымский политический деятель Александр Тарнаев.

Зюганов обратился к руководству Крыма с просьбой немедленно отреагировать на сложившуюся ситуацию. Также он написал три официальных письма, в том числе на имя генерального прокурора РФ И. В. Краснова, председателя правительства РФ М. В. Мишустинуа и в Министерство обороны на имя С. Шойгу с целью разрешения вопроса по утверждению варианта проекта прохождения трассы с учетом мнения жителей и водоохранного и экологического законодательства.

09 сентября состоялась встреча инициативной группы с.Заречное с главой Крыма С.В. Аксеновым по вопросу прохождения Юго-Восточного обхода г.Симферополя через Заречное. На ней глава в очередной раз выразил поддержку выбора людей (проекта, поддержанного на общественных слушаниях) и пообещал лично обратиться к Владимиру Путину с просьбой дополнительного финансирования, необходимого для реализации второго варианта проекта. Крымчане и жители Заречного с надеждой ждут положительного решения президента наболевшего вопроса.

Компенсации за изъятие земли и недвижимости 

Согласно п.3 ст.279 ГК РФ Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Когда орган власти установит собственников, он примет решение об изъятии. 

В нем будут указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, цель изъятия и ссылка на документы, на основании которых государство изымает землю. 

Решение об изъятии действует в течение трёх лет со дня принятия. По закону его можно обжаловать в суде. У собственников есть право обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — его обоснованность, возможность построить гособъекты в другом месте.

Изымаемое имущество могут компенсировать деньгами или другой недвижимостью. Обмен возможен, только с согласия собственника. Поскольку государство выкупает землю, оно определяет цену выкупа.

Цена выкупа включает в себя:

  1. Рыночную стоимость земельного участка.
  2. Рыночную стоимость расположенного на участке недвижимого имущества — жилого и нежилого.
  3. Убытки в связи с изъятием земельного участка.

Рыночная стоимость определяется при помощи оценки.  И это самый тонкий момент в истории. Власти заверяют, что граждане получат достойную компенсацию. Однако люди не верят. Тем более есть опыт получения компенсаций за изъятия  у собственников земельных участков при строительстве “Тавриды”. Когда люди остались недовольны величиной оценки их имущества. Это усиливает эмоциональную напряженность в ожиданиях людей.

Автор: Елена Полевая